agantis (agantis) wrote,
agantis
agantis

Куда катится мир? Ответ западной интеллигенции

     Говорят, что правильная постановка вопроса – половина его решения. Западная творческая и иная интеллигенция весьма поднаторела в этом деле: порою даже удивляешься, как, после стольких трактатов философов, психологов, сатириков, политиков, экономистов, писателей, художников – можно еще верить в то, что трава по ту сторону границы зеленее. Интернет позволяет с легкостью узнать все про расчеловечивание, эксплуатацию, бессмысленность, любую иную несовершенность современной жизни.
      Однако люди ожидают от интеллигенции не только первой половины решения своих проблем – но и второй. Великие революции (в отличие от постоянно случавшихся мятежей и восстаний) начинались не там, где приходило понимание, что жизнь – плоха. А там, где людям показывали иное, светлое будущее – и шаги, которые нужно предпринять для его достижения.
      Так как же сейчас состоял дела с ответами? Желание западной интеллигенции отказаться от коммунизма – удовольствие не из бесплатных. Несмотря на расхожее  мнение, века марксистской и социалистической традиции ушли не на развитие идей, как репрессировать наибольшее количество народу. Долгое время только социалисты сохраняли веру в человека, в прогресс, обсуждали возможность превращения людей не в винтики Машины, а во всесильных творцов, разуму и науке которых рано или поздно подчинятся силы природы. Утверждалось даже, что человечество должно преодолеть саму Смерть, воскресить предков, исправить все зло в мире – подобно древним героям, побеждавшим страшных чудищ, завершая дело Богов.
      Эти социалистические ответы сыграли ключевую роль в ХХ веке – на них человечество «вылезло» из пучины бессмысленной Первой Мировой войны, нанесло поражение мировым черным силам фашизма. Обойти их стороной, проклясть даже «утилитарные» – социальные, промышленные – их достижения… Мало кому удалось сделать это, не отказавшись от каких-то важных гуманистических констант. Прокляни коллективизм (как это сделали многие) – и останешься беспомощным перед лицом социальных и природных сил одиночкой. Откажись от развития человека – и получишь мир холодных машин, перемалывающий людей. Скажи, что все великие, объединяющие и вдохновляющие на подвиги идеи – «тоталитарны», опасны для свободы личности - и обречешь себя копошиться в мелочных вопросах потребительского быта или бессмысленно играть красками в «современном» искусстве.
      Куда же мы идем? В капитализм? Социализм? Коммунизм? Что за светлое будущее обещает нам западная интеллигенция? Чем ответят они на вызовы сегодняшнего общества?
      Один из самых внятных ответов на все эти вопросы прозвучал на рубеже 2010-х годов – из «уст» известного датского кинорежиссера Ларса фон Триера. Человек, начинавший с «антибуржуазного» манифеста, пришел к некоей финальной точке. Не так важны его заявления по поводу эстетики нацизма и еврейско-немецких корней – это все легко списывается на шутки и эпатаж, построенный как раз на понимании «неприемлемости» данных вещей. Другое дело – фильмы, один из которых – «Антихрист» - режиссер считал вершиной своей карьеры, а героиня второго – «Меланхолия» - была аллюзией на личность автора.
      Шершавым языком плаката – конечно, не пролетарского, а «элитарного», богатого метафорами и популярными на западе отсылками к дохристианской культуре, - яркий представитель западной интеллигенции предлагает зрителю свой «универсальный ответ».
      Что человечеству надо сделать, чтобы мир стал лучше? Ответ: умереть.
      А ведь, зная людскую привычку жить, - это еще надо устроить.

      Читать далее на сайте информагентства REGNUM
Tags: Триер, гностицизм, гуманизм, кино, смерть, фашизм, человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments