agantis (agantis) wrote,
agantis
agantis

Как элиты «за нас все решали». И как они всё решили «за них»


      Современное общество парадоксально: с одной стороны, огромные усилия в нем вкладываются в развитие коммуникаций. Интернет не только позволяет моментально связаться с любым количеством других людей, где бы они ни находились. Социальные сети стремятся всю жизнь человека превратить в одно публичное событие: фото в инстаграмме, «трансляции» каждого шага Вконтакте, подробное расписывание личной жизни на страницах фейсбука… Кажется, что мы постоянно с кем-то общаемся. К тому же, главным качеством, которое требует от работника сегодняшний рынок, является не «профессионализм», а «коммуникабельность». Уже не только «продажникам», но и узким специалистам вменяется в обязанность уметь общаться, выстраивать связи. Кажется, что даже ученым приходится больше бороться за гранты, выстраивая отношения и давая презентации, чем заниматься собственно научными исследованиями.
      С другой стороны, обилие коммуникаций приобретает странное качество – поверхностность, обезличенность. Мы общаемся со всеми, даже приобретаем «контакты» и «связи», но испытываем дефицит дружбы и любви. Символом этого можно сделать список в социальных сетях под названием «друзья»: когда-то (кажется) предполагалось, что в нем должны быть дальние родственники и близкие сердцу одноклассники, связь с которыми не хочется терять. Теперь же это мусорный ящик для минутных «контактов», большую часть которых ты забываешь на следующий же день.
      Когда-то Александр Блок восклицал: «Товарищи! Мы станем – братья!» Более сухим языком было сказано: границы семьи должны расшириться, сначала друзья, а затем – страна, и все человечество должны стать нашими любимыми братьями и сестрами. Однако на практике «увеличивается», расширяется не мир человека, а мир противостоящих ему гигантских систем: корпораций, СМИ, бюрократического аппарата. Посреди капиталистического мира враждебных людям «больших форм», мы ощущаем себя маленькими и беспомощными. Нашими судьбами руководят высшие силы: капиталисты, политики, владельцы информационных концернов, масоны, иллюминаты, инопланетяне с другой стороны Луны. Мы же можем лишь либо встраиваться в систему, либо сходить с ума.
      В результате, весь пафос ХХ века – о «колесе Истории», о «народе, решающем собственную судьбу», о «народной правде», - все это кажется какой-то популистской выдумкой, призванной прикрыть реальные элитные разборки. Мы склонны верить даже в явные бредни по поводу того, что тот или иной народный лидер был всего лишь игрушкой в руках «спецслужб», «дипломатов», иностранных правительств или бизнеса. Не может же быть, что такие, как мы (а, поди, и еще хуже!) могли вершить Историю. «Не по Сеньке шапка».
      Однако не стоит считать, что эта иллюзия – новшество XXI века. Да, раньше в городах не было небоскребов, забитых офисами корпораций (хотя транснациональные корпорации в каком-то смысле существовали). Однако над простым землепашцем и чернорабочим довлело отсутствие коммуникаций, огромные пространства, которые он не мог преодолеть (за неимением самолетов и автомобилей), а также холодное и жестокое господство иноземных аристократов, не знавших о существовании прав человека. Даже революционеры зачастую исходили из того, что простой человек сам ничего не решает – и пытались заручиться поддержкой крупных внешних сил, реально решающих, по их представлению, судьбы мира.
      Таким был Франсиско Миранда – Предтеча Симона Боливара, Освободителя Латинской Америки от испанского колониального ига. Всю жизнь он провел в переговорах с иностранцами, дворцовых интригах и шпионских играх – чтобы под самый конец жизни, почти без сил и ресурсов, приплыть на родную землю и поднять там восстание.
      История борьбы за права и свободу в XIX веке в каких-то основных своих заблуждениях и открытиях не столь далека от дня сегодняшнего – страхи людей, их слабость и нерешительность везде, по сути, одна и та же. И не стоит считать, что сила духа умиравших от голода, болезней и переработки рабов была неизмеримо выше, чем у современного клерка. В любом случае, борьба за свободу Латинской Америки подтверждает на практику старую истину – только народ решает свою судьбу. Когда говорит История, элитные интриги отходят в сторону.

      Читать далее на сайте информагентства REGNUM

Tags: Венесуэла, власть, история, народ, политика, развитие, революция, элита
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments