agantis (agantis) wrote,
agantis
agantis

Сергей Параджанов: утверждение безлюбости жизни и отрицание самого себя

    «Гений и злодейство – две вещи несовместные», - утверждает классик в известной всем с детства цитате. Но добавляет, отсылая к «апокрифу» об умерщвлённом для написания сцены распятия Христа натурщике: «А Бонаротти? Или... не был убийцею создатель Ватикана?»
      Пожалуй, гений и правда не совместим со злом мелочным, бытовом, бессмысленно жестоким. Однако не все выдающиеся личности приходят на свет, чтобы славить человека, открывать в жизни лучшее, звать угнетенных на борьбу и пророчить утопии. У Шиллера и Бетховена всегда есть свой Гёте, у Маркса – Шопенгауэр, у Байрона – Китс, у Архилоха – Феогнид и так далее… В каждую эпоху есть «гений-пессимист», которому нельзя отказать в проницательности и правдивости, но который предрекает миру забвение и гибель. Он как бы напоминает человеку, что мир – не «пирог», который надо просто с удовольствием и смаком есть. Что прогресс и гуманизм всегда неустойчивы. Мчащийся поезд общественного развития готов сойти с рельс при первом же излишне резком движении. И тогда жизнь покажет свой звериный оскал, а человек, которого с таким трудом удавалось тянуть «наверх», откроет в себе такую тьму и дикость, которой не видели в худшие года средневековья.
      Таким гением в советскую эпоху был Сергей Параджанов. Казалось бы, его биография говорит об обратном: режиссёр прославился как шутник, провокатор, сумасшедший, не чуждый гедонизму и ощущению собственной безнаказанности. Мне сейчас не хочется разбирать все «занимательные факты» его биографии; достаточно отметить, что Параджанов не был «парнем с улицы» - он родился в одной из самых богатых (по крайней мере, до революции) семей Тбилиси. Отец его был потомственным антикваром, помимо своего магазина владевшим рядом «предприятий», в том числе публичным домом. Сергей учился на «золотом курсе» ВГИКа вместе с такими будущими мастерами, как Марлен Хуциев. После, он находился в верхах нашей «творческой элиты», пользовался мировым.
      И нельзя сказать, что всё это – незаслуженно. Фильмы его с полным правом можно назвать «картинами» - такие прославленные режиссёры, как Федерико Феллини, считаются его подражателями. Но главное – они схватывали нечто, близкое западу и «новой волне» советских интеллектуалов. Что-то, выходящее далеко за пределы «советского» – и в кинематографе, и в философии, и в культуре. Именно об этом я и хотел бы сейчас поговорить.

      Читать далее на сайте информагентства REGNUM
Tags: Параджанов, архаика, герой, гуманизм, кино, культура, любовь, религия, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment